Малыш делает ошибки
– Ты иголком сошила?- любопытствует трехлетняя Маша, когда мама надевает ей новое платьице. И она же восхищается: «Тут такое стадо чернИков!»
– Бабушка, мы дарим тебе три духа! – это слова Пашки 2 лет и 10 месяцев, когда он протянул своей бабушке на день рождение набор из трех маленьких флакончиков духов.
– Не давли грибок! – кричит Лена 2 лет 11 месяцев.
«Иголком», «Черников» – это детские ошибки, связанные с недостаточным уровнем владения родным языком. Но некоторые из подобных ошибок очень распространены и регулярно повторяются в речи малышей, и о них нужно поговорить особо.
Итак, какие ошибки чаще всего встречаются в детской речи?
Вам наверняка знакомы такие фразы: «Я жеваю», «Я вставаю», «Катя сосульку лизает!». Почему малыш говорит так? Все очень просто. Он слышит в речи взрослых: засыпаю – засыпаешь, ломаю – ломаешь, разрешаю – разрешаешь, хватаю и т.д. А крохе проще использовать одну форму глагола. К тому же артикуляция слов «жеваю», «лизаю» легче, чем слов «жую», «лижу». Родители поправляют ребенка, а тот упорно говорит по-своему. Основой этих ошибок является своеобразное копирование часто употребляемой формы глагола, по образцу которой малыш меняет все другие глаголы.
Иногда он подражает только что услышанному. Даша четырех лет вертится около мамы, которая только что прилегла отдохнуть. «Даша, ты мне мешаешь». – «А ты все лежаешь и лежаешь!» «Лапушка, просыпайся, солнышко! Я давно тебя бужу». – «Не, я еще поспу», – отзывается трехлетний малыш.
Когда кроха осваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то дальше он начинает распространять ее на другие. Иногда такое обобщение языковой формы бывает правильным, а иногда – нет.
Также у малышей, и у мальчиков и у девочек, достаточно часто наблюдается употребление глаголов прошедшего времени исключительно в женском роде – с окончаниями на «а»: «Я пошла», «Я попила чай». Возможно, причина такой ошибки лежит в большей легкости артикуляции.
Вашей крохе достаточно сложно начать изменять по падежам имена существительные. И как понять почему: столы в творительном падеже – столов, а стулья – уже стульев?! И малыши, которым сложно справиться с грамматикой русского языка, образуют окончания падежей по уже усвоенному образцу. Маленький Вова предлагает: «А давай возьмем стулы и сделаем поезд». «Не, – не соглашается его трехлетний друг, – здесь мало стулов».
Когда у малыша появляется творительный падеж, ребенок уже долгое время вполне успешно образует его по шаблону: присоединяет к корню существительного окончание «ом», но роду имени существительного значения не придает – кошком, ложком, иголком, то есть так как склоняют имена существительные мужского рода.
Крохи также постоянно ошибаются в родовых окончаниях существительных: «лошадиха» (лошадь), «людиха» (женщина), «людь» (человек), «цыплиха» (курица), «коров» (бык) или «кош» (кот).
Типичны ошибки малышей в использовании сравнительной степени прилагательных. Все говорят: веселее, смешнее, короче и т.д. И не удивительно, что дети нам отвечают: плохее, хорошее, короткее, высокее.
«Мне близко до садика идти» – «А мне все равно близее». «Ты у нас такая хорошая девочка!» – «А кто хорошее, я или Таня?»
Кроха легко может образовать сравнительную степень даже от имени существительного: «А у нас в саду сосны растут» – «Наш сад все равно соснее!»
Как видите, основные ошибки в речи наших малышей должны выправиться и исправиться постепенно, со временем. При правильном отношении близких людей и помощи.
Как же родителям стоит относиться к ошибкам в речи ребенка?
Чаще всего родители просто посмеются над забавными искажениями слов. Действительно, если ошибки в речи малыша случайны (например, «три духа», «не давли»), то не стоит обращать на них внимание крохи. Но типичные ошибки ребенка, такие как окончание «ом» в творительном падеже независимо от рода существительного или «ее» в сравнительной степени прилагательного – поправлять обязательно нужно. Ведь если их игнорировать, то детская речь надолго останется неправильной.
Плохой тактикой будет смеяться над крохой. Так нередко случается в тех случаях, когда мальчик долгое время употребляет прошедшее время глаголов в женском роде. Дима Т. до 3-х лет упорно говорил «я пила», «я пошла». Мама и бабушка решили отучить его и стали дразнить малыша: «А знаете, Димочка у нас девочка – он говорит «упала», «взяла»!», «Наша девочка чай пила!». Мальчик обижался, плакал и перестал употреблять прошедшее время глаголов. «Ты взял мамину книгу?» – «Нет, у меня не брато». И только через полгода он стал понемногу правильно употреблять глаголы в прошедшем времени.
Не стоит пересказывать детские «перлы» как анекдоты, особенно в присутствии малышей. Если детям удается рассмешить своих любимых взрослых – они очень сильно гордятся этим. И начинают умышленно коверкать слова.
Самый лучший способ помочь малышу избавиться от ошибок в речи – спокойно поправить ребенка, не создавая из его речи повода для шутки или обиды.