Что же такое ОНР?
В последнее время, у многих детишек логопед может поставить диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Что же то такое?
При общем недоразвитии речи у малыша нарушается формирование всех составляющих речевой системы. У таких детишек нарушены звукопроизношение и фонематический слух, они отстают в и формировании грамматического строя речи, и в пополнении словарного запаса. Иными словами, возникают проблемы и со звуковым, и с лексическим, и на грамматическим уровнями. При этом у ребенка сохранены слух и интеллект.
Ребенок может страдать общим недоразвитием речи при алалии и афазии, ринолалии и дизартрии.
Отметим, что недоразвитие речи, возникающее зачастую при слуховых или интеллектуальных нарушениях, является уже вторичным дефектом.
Детские логопеды выделяют несколько причин возникновения ОНР. Это отклонение может быть вызвано, в частности, токсикозом в период беременности, несовместимостью по группе или резус-фактору крови матери и плода, патологией родов или родовыми травмами, а также заболеваниями центральной нервной системы, которые могут возникать у малыша в ранний период развития.
Общее недоразвитие речи, вызванное ранним поражением мозга, которое возникло при беременности, родах и на первом году жизни малыша, обычно самое сложное. Однако порой ОНР может быть следствием, например, плохих условий воспитания, особенно если есть проблемы в определенные (сензитивные) периоды развития речи.
Специалисты выделяют несколько уровней недоразвития речи.
Если речь у малыша отсутствует, говорят о первом уровне ОНР (этих детишек называют «безречевыми»). Для общения такие дети пользуются лепетными словами и обрывками таких же предложений. Есть в их «словаре» и звукоподражания, а также некоторые глаголы и существительные бытовой тематики. Для выражения мыслей малыши используют также жесты и мимику.
Отметим, что у умственно отсталых детей может быть такая же речь. Однако нужно учитывать, что дети с ОНР обладают пассивным словарем, превышающим активный. Кроме этого, для передачи мыслей они пользуются различными жестами и мимикой. Для детей-олигофренов это не характерно.
Одним и тем же словосочетанием или словом малыш с ОНР может обозначать разные понятия. К примеру, «биби» – это и машина, и самолет, и пароход. Названия действий могут заменяться названиями предметов и наоборот («туй» – это и «стул», и «сидеть»).
Малыши с первым уровнем ОНР пользуются в речи однословными предложениями. Разумеется, дети, у которых речевое развитие проходит нормально, тоже используют такие грамматические конструкции, но это не длится так долго, как при речевых проблемах. Кроме этого, даже если ребенок с ОНР использует в речи предложение из нескольких слов, оно остается грамматически неверным («Детька тиде туя» – «Девочка сидит на стуле»). А при нормальном развитии речи грамматическая неправильность постепенно исчезает.
Есть проблемы и на фонетическом уровне. Дети говорят одно-двухсоставными словами. Если они пытаются произнести более длинное слово, количество слогов все равно сокращается («тика» – электричка). Слова, схожие по звучанию, но разные по значению, смешиваются (катает – купает – копает).
Когда в речи в дополнение к лепетным словам появляются пусть неверно произносимые, но постоянные общеупотребительные слова, говорят о втором уровне ОНР.
При этой степени недоразвития речи дети уже различают некоторые грамматические формы (к примеру, слова с окончаниями под ударением: пол – полы). Но этот процесс еще неустойчив. Когда малыш описывает картину или отвечает на вопросы, его речь бедна, фразы короткие. Проблемы с речью усугубляются, если ребенку нужно оперировать в речи словами и словосочетаниями, которыми он редко пользуется.
У ребятишек наблюдаются серьезные проблемы с грамматикой. В частности, они не различают грамматические формы падежа, рода и числа, не согласовывают прилагательные и существительные и, как следствие, допускают много ошибок («гуяю мама» – «гуляю с мамой», «тиня пате» – «синее платье»). Предлоги в словосочетаниях и предложениях могут вообще отсутствовать или заменяться другими. Редко используются в речи частицы и союзы.
Сложности есть и на уровне звукопроизношения. У детей нарушен фонематический слух, есть проблемы на уровне звукового анализа и синтеза.
Занятия с дефектологом позволяют перейти на третий уровень развития речи. При этой степени ОНР у детей уже есть развернутая фразовая речь, в которой остаются элементы недоразвития на уровне как лексико-грамматическом, так и фонетико-фонематическом.
Свободное общение детей с окружающими затруднено – к их речи необходимы пояснения.
На фонетическом уровне наблюдается следующая проблема: дети заменяют несколько звуков одним (например, мягкий звук «с» может звучать вместо «с», «ш», «ц»). В то же время ребятишки уже применяют все грамматические формы, а также пользуются всеми частями речи. Малыши уже пробуют строить сложные предложения – правда, с ошибками. Как правило, ребятишки уже называют предметы и признаки, качества и состояния, которые им знакомы. Они уже могут составить рассказ о себе, о семье, о каком-либо событии. В речи есть ошибки в управлении и согласовании. Причем в одном случае одна и та же категория может использоваться правильно, в другом – с ошибками.
В речи сохраняются лексические ошибки, несмотря на расширение словарного запаса. Например, порой дети вместо названия профессии используют название действия («певец» – «дядя поет»), видовые понятия подменяются родовыми и наоборот («голубь» – «птичка»). Мало в речи детей прилагательных и наречий. Есть ошибки в словообразовании (к примеру, «столенок» – «столик»). Такие ошибки есть и у детей с нормальным уровнем развития речи, но они, во-первых, появляются в более раннем возрасте, а во-вторых, быстро исчезают.
Остаются проблемы и с грамматикой. К примеру, дети неправильно согласовывают существительные и числительные («три медведем»), пропускают и заменяют предлоги.
Отстает от нормы и звуковая сторона речи.
В случаях, когда в речи наблюдаются незначительные изменения всех языковых компонентов, определяют четвертую степень недоразвития речи. В этом случае есть проблемы с различением некоторых звуков (к примеру, «щ» – «ч» – «ш», «р» и «р‘», ). Дети могут переставлять звуки и слоги, заменять слоги, добавлять звуки. Трудно ребятишкам использовать сложные слова.
Для постановки диагноза и определения степени недоразвития речи необходимы консультации разных специалистов. Они же порекомендуют методы коррекции отклонения.
Для преодоления речевых проблем необходима квалифицированная помощь дефектолога, сочетающаяся с желанием родителей уделять малышу достаточно времени и следовать всем рекомендациям.