У вашего ребенка дисграфия?
Первое сентября. Ваш малыш впервые идет в школу. В каждой семье с этим связаны надежды, тревоги и ожидания. Многие детишки посещали до школы развивающие занятия, с будущими первоклассниками занимались и специалисты, и родители. А кто-то понадеялся, что всему научит непосредственно школа. И вот тетрадки юного ученика, к большому сожалению и учителей, и родителей, начинают пестреть нелепыми ошибками — повторяющимися, стойкими, необъяснимыми. Нужно присмотреться к этим ошибкам: возможно, это дисграфия.
Впервые о нарушениях письма заговорили еще в конце XVIII века, но сам термин появился в середине XIX века в исследованиях В. Бенедикта — французского врача.
Следует принять во внимание, что проблемы с письмом не появляются на пустом месте, и предположить, что они будут, можно еще при подготовке к школе. Сотрудничество родителей, дефектолога и психолога поможет избежать проблем, избавление от которых впоследствии отнимет больше времени. Дисграфия относится к тем явлениям, которые легче предупредить, чем потом лечить.
Итак, дисграфия определяется как проблемы с овладением письмом при нормальном интеллектуальном развитии малыша. Бывают случаи, когда вместе с дисграфией наблюдается дислексия (проблемы с чтением). В последнее время число случаев нарушения письменной речи у школьников многократно увеличилось. Есть данные, свидетельствующие, что проблемы с письмом испытывает треть учеников младших классов.
Как же можно отличить дисграфические ошибки от других? Для подобной дифференциации нужно обратить внимание на следующее:
- есть ли в работах ребенка специфические ошибки: замены, пропуски и перестановки букв, недописанные буквы, слоги и слова, зеркальное или как-либо иначе искаженное написание букв. Посмотрите также, ставит ли ребенок точку в конце предложения, есть ли в начале предложения заглавная буква, нет ли проблем с соблюдением полей, а также с колебаниями размера букв;
- каково количество этих ошибок. Если их от пяти до нескольких десятков, насторожитесь;
- насколько устойчивы ошибки, наблюдаются ли они и в списывании, и в диктантах, и в других видах письменных работ.
Каждый ребенок — личность со своими особенностями. Кто-то делает все быстро, а кому-то нужно на выполнение определенного действия намного больше времени.
Если медлительного ребенка постоянно торопить и осыпать упреками, то и учиться он будет намного хуже. А ведь такие детишки порой раздражают учителей и становятся объектом жалоб.
Медлительного малыша нельзя переделать (невозможно изменить темперамент), однако попробуйте научить его чувству времени и большей организованности. Время имеет свой ритм и свое — пусть неосязаемое — течение. Начните с того, что будете ставить перед малышом будильник, а ребенок должен выполнить определенный объем работы до момента, когда раздастся сигнал. Так ребенок научится чувствовать время.
Противоположность медлительным ребятишкам — торопливые. Кажется, он первый понял задание учителя, самым первым сдал работу — но каково ее качество? Такого ребенка нужно учить усидчивости и выработке аккуратности.
Рекомендации, направленные на преодоление дисграфии:
- прежде всего, не поддавайтесь панике. Все можно преодолеть;
- не заставляйте малыша писать как можно больше. Постоянные переписывания «на чистовик» или длинные диктанты бесполезны. Если вам советует это делать специалист, рекомендуем обратиться к другому;
- не торопите ребенка;
- не срывайтесь на малыше. Он такой, как есть, и не виноват в этом;
- объектом вашего сравнения должны быть нынешние успехи ребенка с прежними неудачами, а не с более яркими успехами других детей;
- верьте в успех — и пусть ваша уверенность передастся ребенку.