ЛОГОПЕДКИН.РУ
Cайт учителя-логопеда Хакимовой Альбины Равилевны
  • Главная
  • Обо мне
  • Логопедия
  • Родителям
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Карта сайта

Дислексия

Дислексия

Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение + λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически так сложилось, что в западных странах в понятие Дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:

проблемы с овладением навыком чтения;
проблемы с овладением навыка письма;
проблемы с грамотностью;
проблемы с овладением математикой;
проблемы связанные с нарушением моторики и координации.
проблемы с поддержанием внимания;

Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по-отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).

Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Диагностика дислексии

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на, казалось бы, обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

интеллект сохранен;
плохие навыки чтения;
чтение с ошибками, угадывающее чтение;
непонимание прочитанной информации;
трудности пересказа только что прочитанного текста;
трудности в написании слов, даже простых;
множество ошибок даже при списывании текста;
выраженные проблемы с почерком;
неспособность выполнять задание в установленный срок;
повышенная чувствительность нервной системы;
излишняя эмоциональность;
раздражительность;
эмоциональная нестабильность;
нарушение координации движений;
неуклюжесть;
расстройство схемы тела;
затруднение в определении правой и левой стороны;
нарушения межполушарного взаимодействия;
обострённый эстетический вкус;
выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет и требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Профилактика дислексии

Ещё до школы родители обязательно должны пройти вместе с ребёнком профилактический осмотр на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как, плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Путем осмотра ребенка, можно обнаружить, что Дислексия выражается в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. Главными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия негативно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи младшего школьника при овладении навыком чтения могут способствовать возникновению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности, негативизма. В ряде случаев это следствие дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психического заболевания.

Ошибки чтения закономерно наблюдаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки чтения, даже если они носят специфический характер, достаточно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются длительное время, месяцы и даже годы.

При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

Ошибки чтения при дислексии всегда являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они не преодолимы. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую. Например, РАМА — Р, А, М, А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:

в пропусках согласных при стечении
пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения
добавлении лишних звуков при чтении
перестановках звуков
пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания, прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Виды дислексии:

Оптические дислексии проявляются в трудностях усвоения букв вследствие нечеткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием фонематических обобщений у ребенка, прежде всего несформированностью функции фонематического анализа (т. е. ребёнок не различает звуки речи на слух).

Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах падежных окончаний, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Психологические трудности при дислексии:

эмоциональная нестабильность;
изменчивость настроений;
склонность витать в облаках;
психологический дискомфорт;
трудности концентрации на одной деятельности;
склонность быстро терять интерес;
непосредственность;
неуверенность в себе;
подверженность скуке;
стремление уйти от действительности;
рассеянность и мечтательность;
проблемы идентификации: я кто? я какой?
высокий уровень тревожности;
страх ошибки.

Существует ещё ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислекcик. Наиболее распространённые из них:

задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию
дезориентация в пространстве, дезорганизация
трудности с восприятием информации
трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано
неуклюжесть или нарушение координации
синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Дислексией страдали и многие известные люди, которым это нарушение не помешало в карьере. Так у одной из самых известных британских киноактрис Киры Найтли — врожденная дислексия, которая не помешала актрисе получить всемирное признание.

Рекомендуем прочитать:

  1. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)
  3. У вашего ребенка дисграфия?
  4. Что же такое ОНР?
Тэги:Виды речевых нарушений, Дислексия
Рубрики:Виды речевых нарушений

Навигатор по сайту

  • Виды речевых нарушений
  • Игры с детьми
  • Логопедический юмор
  • Логопедия
  • Методическая копилка
  • Полезные советы
  • Профессия "Логопед"
  • Родителям
  • Тесты логопеда
  • Это надо знать
Vkontakte RSS Feed
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

© 2015—2023 LOGOPEDKIN.RU | разработка сайта NILSTUDIO