Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия), к сожалению, сегодня не редкость. Дефектологи пришли к выводу: эти явления можно предотвратить еще на этапе, когда проводится подготовка к школе.
Для профилактики дисграфии и дислексии проводятся развивающие занятия, на которых ребенок под руководством логопеда тренирует слуховое восприятие, пространственные представления, слуховой и языковой анализ и синтез.
Предлагаем несколько игр и упражнений, которые можно предлагать для профилактики проблем с чтением и письмом.
В игре «Угадай, что нарисовано» ребенок определяет, что изображено с помощью контурных и пунктирных линий.
Для еще одной игры с изображениями – «Угадай спрятанную картинку» — понадобятся контурные картинки, перечеркнутые хаотичными линиями. Задача малыша – определить, какое изображение нарисовано контуром.
Ребенку, который уже знает буквы, можно предлагать игры, связанные с их «поиском». К примеру, покажите малышу карточку, где изображения букв наложены друг на друга, и попросите его узнать, какие буквы «спрятаны».
Полезными будут и задания на обнаружение отличий на картинках. Покажите малышу сюжетные рисунки, которые немного отличаются друг от друга, и попросите найти различия.
Формировать грамматический строй речи тоже помогут игры. Например, предложите ребенку сказать, как называют детенышей домашних животных, как изменяются слова с разными основами (один – много). Пространственные представления помогут развить задания, в которых ребенку нужно показать, где расположены те или иные предметы, а также определить, где правая, а где – левая сторона.
Чтобы малыш лучше запоминал буквы, можно выкладывать их контуры из любых подручных материалов (ниток, семечек, горошин), лепить из пластилина. Нарисуйте буквы на ладошке малыша, а он пусть угадает, что вы изобразили.
Чтобы подготовить руку к письму, нужно развивать мелкую моторику – тогда первоклашке не страшны технические трудности при письме. Пусть малыш выполняет несложные упражнения: разводит пальчики в стороны, поочередно поднимает их, показывает, как пальчики «здороваются» или играют на пианино.
Кроме этого, остановимся на одной типичной ошибке, которая допускается в обучении дошкольников и впоследствии создает проблемы юным ученикам.
Порой детей неправильно обучают названиям букв. Их нужно называть звуками (Б, Р, Ш), а не БЭ, ЭР ША.
Если поступать иначе, то ребенок будет вместо «папа» читать «пэапэа».
В обучении слиянию букв в слоги тоже есть свои тонкости. Неправильным будет учить «П и А будет ПА», а также чтение по буквам (П, А, П, А). Верный подход такой: малыш должен тянуть первый звук, пока не дойдет до второго (ММА – ММА).
Выполнение этих несложных рекомендаций и следование советам логопеда помогут вам и вашему малышу избежать проблем, связанных с нарушениями письма и чтения.