Учим говорить ребёнка с нарушением речи.
Необходимы постоянные занятия для малышей по развитию речи!
Следует учитывать, что эту работу нужно начинать как можно раньше. Помимо посещения специализированного детского сада, можно заниматься с логопедом индивидуально на дому. Кроме этого, крайне важно, чтобы садиком и частными занятиями дело не ограничивалось: сами родители могут и должны постоянно развивать речь малыша. В частности, нужно учить ребенка выражать мысли разными способами. Какими? Об этом ниже.
Представим себе ситуацию: малыш подводит вас к шкафу с игрушками, показывая, что хочет поиграть. Попросите его: «Покажи, с чем хочется поиграть», — и пусть малыш укажет на игрушку. Если игрушек много, пусть кроха попробует изобразить звуками, что ему нужно (например, «а-а-а» — звук, имитирующий укачивание куклы). Но не увлекайтесь обучению таким способам общения. Подобные методы подойдут на первых порах, когда нужно любым образом понять, что хочет ребенок и научить его передавать мысли и желания.
Если вы сразу не можете понять, что же хочет малыш, попробуйте определить это с помощью выбора из нескольких вариантов.
Иными словами, попытайтесь угадать, озвучивая ваши мысли. Например, ребенок обращается вам и произносит: «Ж-ж-ж!» Спросите, во что он хочет поиграть – в пчелку или в машинку. Даже если малыш не говорит, он может передать желание с помощью жеста, и тогда вы поймете друг друга. Разумеется, общаться таким образом тоже нужно только на ранних этапах работы, а потом необходимо, чтобы малыш передавал свои желания словами.
Чтобы лучше понять ребенка и стимулировать его речь, используйте наводящие вопросы. Сначала пусть они предполагают ответы «да» и «нет», выраженные кивком, ну а потом нужно переходить к словесному общению.
Наводящие вопросы легко и естественно задавать, когда вы занимаетесь с ребенком, к примеру, рисованием или аппликацией. Комментируйте все, что делаете – и вопросы будут возникать сами собой.
Например, предложите малышу нарисовать море и разговаривайте с ним: «Это море. А кто в нем живет? Давай поселим в море рыбку. А какая она – большая или маленькая? А где дно моря? А что есть на морском дне? Правильно, камешки. Давай их нарисуем». И если на первых этапах работы малыш будет просто показывать, где и что он будет рисовать, то впоследствии надо переходить к вербальному общению.
От угадывания, что же нужно малышу, нужно переходить к… «непониманию». Мы не случайно взяли это слово в кавычки. Даже если вы понимаете, что хочет ребенок, сделайте вид, что это осталось для вас загадкой. Пусть он попробует сказать то, что показал невербально. Сначала помогайте малышу, предлагая ему выбор: «Ты хочешь поиграть с куклой? С мячиком?». Впоследствии задавайте ему наводящие вопросы, чтобы ребенок использовал все способы общения, которые у него имеются (и жесты, и действия, и слова). Не стремитесь все сделать (в данном случае все сказать) за ребенка. Если вы постоянно будете понимать его мысли, выраженные невербально, у него не будет стимула использовать речь.