ЛОГОПЕДКИН.РУ
Cайт учителя-логопеда Хакимовой Альбины Равилевны
  • Главная
  • Обо мне
  • Логопедия
  • Родителям
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Карта сайта

Закономерности развития речи у малышей

Закономерности развития речи у малышей

Каждое достижение Вашего обожаемого крохи – повод для восхищения и гордости, а если что-то идет не так, — для беспокойства.

Чтобы причин для переживаний было меньше, нужно знать основные закономерности развития речи малышей.

Прежде всего отметим, что девочки начинают говорить немного раньше мальчиков (поэтому пока у мамы Игорька нет повода для беспокойства). Как правило, первые «слова» у девочек появляются на 8-9 месяце, а у мальчиков – к году.

Почему «слова» в кавычках? Потому, что это еще не слова, а слоги (да-да, па-па, ба-ба). Смысла в такой речи еще немного, но она ритмична и увлекательна для ребенка. Поддержите желание малыша познавать мир. Разговаривайте с ним обо всем, что делаете, называйте все, что малыш видит. Четко произносите слова, иначе ваша речь будет казаться крохе сплошным потоком, фоном. Кстати, именно поэтому нельзя заменять живое общение телевизором.

В этот период еще можно называть машинку «би-би», а показывая на собачку, говорить «ав-ав». Главное впоследствии вовремя уйти от такого звукоподражательного языка.

Зачастую ребенок не начинает говорить потому, что в этом нет необходимости. Родители угадывают его желания без слов. К примеру, указал малыш на игрушку – мама тут же протягивает желаемое. Если все и так понятно, зачем же говорить?

И еще. Всем родителям хочется услышать заветное «ма-ма» и «па-па». Эти слова двухсложные, поэтому, как правило, появляются в лексиконе ребенка одними из первых. Но порой малыш говорит «ма-ма» каждому, кто оказывается в поле зрения. И происходит это не потому, что он не узнает маму, а потому, что не понимает смысл этого звукосочетания.

В период от года до двух лет малыш произносит (ура!) первые настоящие слова, начинает использовать формы единственного и множественного числа. В речи карапуза появляются первые фразы. «Мама, дай», «мама, ди!» – восклицает кроха на радость родителям, которые стремятся ускорить процесс освоения новой лексики и уговаривают: «Скажи «киса», скажи «баба». Так делу не помочь: это ведь ребенок, а не попугай.

Снова подчеркнем: проговаривайте все свои действия, откликайтесь, если малыш пытается повторить ваши слова.

Вспомните веселые потешки и прибаутки. Они легкие, ритмичные и поэтому прекрасно подходят для детишек этого возраста.

В домашней библиотеке уже должны появиться красочные издания с крупными иллюстрациями. Лучше, если на каждой странице малыш увидит один яркий рисунок. А текст и вовсе пока не обязателен.

Не забудьте, что малышу нужна аудитория. Если ребенок будет говорить «в никуда», если не обращать на него внимания, он, скорее всего, замолчит. А ведь порой родители отмахиваются от малыша. Они устают от потока однообразной речи: ребенок многократно повторяет одно и то же слово. Но ведь для малыша это веселая игра, помогающая в познании мира!

Речь детишек, которым вскоре исполнится два года, становится все более понятной окружающим. Придя в очередной раз на детскую площадку или на занятия для малышей, вы убедитесь в этом. Именно в этот период кроха становится почемучкой. «Что это?» — звучит все чаще и чаще.

Сейчас самое время проверить, понимает ли малыш значение слов. Если на предложение: «Идем спать», — он топает к кроватке, все идет как надо. Давно замечено, что слово будет ассоциироваться в сознании малыша с предметом, только если ребенок сможет производить с этим предметом какие-либо действия. К примеру, сначала малыш называл «ки» и кошку, и шапку, и шубку. Одевая сынишку, мама постоянно повторяла: «Это шапка. Сейчас мы наденем шапку. Сейчас завяжем. Это шубка. Дима наденет шубку. Мы застегнем шубку». Разумеется, когда малыш играл с кошкой, все действия тоже проговаривались: «Дима гладит кошку. Кошка играет. Кошка убежала». Не прошло и месяца, как ребенок стал называть «ки» только кошку, а для шубы и шапки появились другие обозначения.

Чтобы малыш радовал вас словами и фразами, необходимо стимулировать мелкую моторику. Причина этого кроется в строении мозга (области, отвечающие за эти процессы, находятся рядом). Поэтому создавайте вместе с юным художником пальчиковые картины, пусть он лепит, а также ищет в мисочке с крупой шарики и мелкие игрушки.

На третьем году жизни ребенок продолжает радовать маму, но уже не только словами и короткими фразами, а небольшими рассказами. Это время осознания себя. Вместо «Маша идет гулять» ребенок говорит: «Я иду гулять». Разумеется, еще не все слова малыш произносит верно. Но вы должны говорить правильно. Ребенок подражает взрослым во всем. Он запоминает и воспроизводит не только слова, но и грамматические формы и особенности произношения. И впоследствии избавиться от неправильно усвоенного будет нелегко.

Мозг малыша обрабатывает огромные объемы информации. Ребенок обнаруживает, что все можно назвать отдельным словом. Малыш постоянно спрашивает: «Что это?» — и получает все новые и новые ответы. Но юному первооткрывателю этого мало. И все чаще он интересуется, как зовут (мальчика, кошку, птичку и даже купленную мамой селедку(!)).

Расширяйте кругозор вашего почемучки. Читайте книжки, которые содержат уже не только иллюстрации, но и короткие истории. Используйте также записи сказок. Если вас что-то беспокоит, обратитесь к специалисту. Логопед для детей не страшный доктор, а помощник, который даст совет и подберет упражнения, с помощью которых речь вашего малыша станет разнообразнее и ярче.

Рекомендуем прочитать:

  1. Учим говорить ребёнка с нарушением речи.
  2. Произношение звука «Ш»
  3. Вербальные навыки ребенка
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР)
Тэги:закономерности, моторика, речь
Рубрики:Это надо знать

Навигатор по сайту

  • Виды речевых нарушений
  • Игры с детьми
  • Логопедический юмор
  • Логопедия
  • Методическая копилка
  • Полезные советы
  • Профессия "Логопед"
  • Родителям
  • Тесты логопеда
  • Это надо знать
Vkontakte RSS Feed
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

© 2015—2023 LOGOPEDKIN.RU | разработка сайта NILSTUDIO