Развиваем правильную речь у ребенка
Как же правильно начинать развивать речь у ребёнка? Рекомендуем для начала обратить внимание на прикус. Пусть малыш сожмет зубы и широко улыбнется. Что вы видите? Если нижние зубы закрыты выступающими вперед верхними, это прогнатия. При прогении ситуация обратная (верхние зубы закрыты нижними).
Если нижние и верхние резцы образуют большую щель, говорят о переднем открытом прикусе. Если щель образовалась сбоку – это боковой открытый прикус (он бывает и одно-, и двусторонним).
Если раньше обращаться к ортодонту до смены молочных зубов не рекомендовалось, то теперь дефекты прикуса исправляют раньше. Это очень важно, так как произношение звуков формируется еще во время подготовки к школе, то есть к четырем-пяти годам, и если есть проблемы, их надо устранять.
Порой ситуация иная. С зубками проблем нет, но звуки произносятся все равно неправильно, как будто ребенку что-то мешает широко раскрыть рот, что-то затрудняет в движении нижнюю челюсть. Чтобы эту проблему преодолеть, можно проделать ряд упражнений. Они несложные и прекрасно получатся и дома – перед зеркалом.
Как развить правильную речь у ребенка? Пусть малыш открывает и закрывает рот, двигает челюстью из стороны в сторону.
Чтобы упражнения были не только полезными, но и интересными, детский логопед рекомендует превратить все… правильно, в сказку!
Например, в такую:
Язычок ждал гостей. Но вот незадача: окошки в домике, где он жил, были не в лучшем состоянии – плохо закрывались, холодно было. Язычок, как гостеприимный хозяин, решил к приходу гостей навести порядок в доме и окошки починить. Сначала он проверил, как они открываются и закрываются (пусть малыш опускает и поднимает нижнюю челюсть, закрывая рот – сначала свободно, а потом пусть подставит снизу руку). Затем вышел Язычок из домика, чтобы окошки отремонтировать. Но так как они закрывались плохо, он вынужден был их сначала раскачать (попросите малыша раскачивать из стороны в сторону нижнюю челюсть, а затем выдвигать вперед и отодвигать назад).
Окна были неисправны, порой их даже перекашивало (пусть малыш покусывает верхними зубами нижнюю губу, потом нижними – верхнюю). Что ж, пришлось Язычку чинить окошки (предложите ребенку «поскрести» верхними резцами по нижней губе, а потом нижними – по верхней).
Как развить правильную речь у ребенка?
И вот, наконец, Язычок починил окна в своем доме. Теперь они и открываются, и закрываются (пусть малыш сомкнет зубы, а потом и губы) – не стыдно и гостей приглашать.
Эта сказка-упражнение подойдет для ребятишек с прогнатией и прогенией. Чтобы эти и подобные логопедические занятия принесли результат, их нужно выполнять регулярно. Чтобы ребенку не надоело, лучше заниматься недолго, но несколько раз в день.
Артикуляционную гимнастику рекомендуется предварять упражнениями из гимнастики дыхательной: пусть ребенок подует на игрушечную вертушку, сдует с ладошки кусочки ваты, задует свечу.
В правильном произношении звуков большую роль играют губы. Для них тоже есть упражнения, которые подойдут для выполнения дома. Рекомендуем начать с нескольких, а после их освоения можно перейти к следующим. Разумеется, прежде чем выполнять упражнения, нужно проконсультироваться у детского логопеда.
Для выполнения упражнения «улыбка» нужно растянуть губы в улыбке, а зубы сжать «заборчиком». Продолжительность упражнения не менее десяти секунд.
Для следующего упражнения пусть малыш сожмет зубы, а губы вытянет трубочкой. А следом пусть чередует «улыбку» и «трубочку».
Как развить правильную речь у ребенка? Еще одно упражнение называется «литавры». Для его выполнения нужно слегка подвернуть губы за зубы (внутрь рта), а затем пошлепать одной губой о другую с хлопками, имитирующими литавры.
Для выполнения упражнения «воронка» надо при разомкнутых зубах на счет «раз» вытянуть губы трубочкой, на «два» — втянуть, подвернув за зубы.
Еще можно изобразить лошадку (пофыркать, расслабив губы) или засов (при плотно сжатых зубах двигать из стороны в сторону нижней губой).
Упражнения нужно повторять минимум 10-15 раз.