Развиваем артикуляционную моторику
Активность артикуляционной гимнастики.
Когда мы проводим с ребенком артикуляционную гимнастику, то большое значение придаем тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и ярко выраженных артикуляционных кинестезий.
Проприоцепция — это ощущение относительного положения частей тела и их движения у животных и человекa, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (и поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела (Wikipedia).
На первых этапах работы, выполняя данный способ, используется максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет важнейшую роль в кинестетическом восприятии, и поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Даже некоторые упражнения можно проводить с закрытыми глазами, акцентируя внимание малыша на проприоцептивных ощущениях.
Надо отметить важность формирования полноты объема движений при выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре, совокупность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, совокупности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Пассивность артикуляционной гимнастики.
Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс жестовой речи, или, иначе говоря, артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или же увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Данное действие создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Малыш производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия — под нажимом рук логопеда или шпателя, зонда. Эти пассивные движения нужно производить плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузок.
Пассивные упражнения выполняются сериями по 3-5 движений. Малышу предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. У него нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждые движения, а также ощущать и запоминать их.
Было бы не плохо, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас находится внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»). А уже когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: следовательно, происходит переход к уже пассивно-активным упражнениям. Постепенно, если ребенок самостоятельно уже может выполнить необходимые артикуляционные движения, удерживает определенные положения языка и губ, произвольно меняет их, могут переходить к активной артикуляционной гимнастике.