План зянятия по автоматизации звука [л] в словах и словосочетаниях
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.
Задачи:
— воспитание самоконтроля во время произношения звука;
— развитие фонематических процессов;
— упражнение в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— обогащение лексики родственными словами;
— расширение и уточнение словаря по лексической теме занятия;
— развитие мышления, памяти, воображения;
— развитие органной артикуляции;
— развитие дыхательного аппарата;
— развитие мелкой моторики;
— воспитание усидчивости.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальное зеркало, карточка-схема для конструирования.
Речевой материал: текст загадки, текст скороговорки, материал для выполнения лексико-грамматических заданий.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Введение в лексическую тему.
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у сына есть,
И у кошки есть,
И у собаки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
2. Дыхательная гимнастика.
Игра «Греем руки»: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.
Игра «Дышим носом»: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений.
— Изолированное произнесение звука [Л] перед зеркалом.
4. Автоматизация звука.
Выполнение лексико-грамматических заданий.
— Игра «Повторяй-ка». Проговаривание слов-имён за образцом.
Лариса, Володя, Мила, Николай, Илона, Влад, Алла, Руслан, Светлана, Ярослав, Клава, Слава, Влада, Павел, Злата, Кирилл, Клара, Данил, Михаил.
— Игра «Поймай-ка». Выбрать (хлопнуть в ладоши) имена девочек/мальчиков и повторить.
— Игра «Запоминай-ка». Запоминание и последовательное повторение слов. Кол-во слов постепенно увеличивается, начиная с двух и заканчивая возможностями ребёнка.
У Аллы лак, кукла, юла, стол, платок, клубника.
(Например: У Аллы лак. У Аллы лак, кукла. У Аллы лак, кукла, юла. У Аллы лук, кукла, юла, стол…)
У Славы лук, пила, мыло, стул, клубок, булавка.
— Игра «Сочиняй-ка». Образование родственных слов (фамилий) от предметов (предложенных картинок).
Голубь, белка, лопата, ложка, волк, лось, сокол. (Например: Орлов Кирилл)
— Игра «Сочиняй-ка». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Голос, голова, локоть, ладонь, кулак, улыбка, глаза, волосы.
(Например: У взрослого человека голос, а у ребёнка голосок).
— Упр. «Запоминай-ка».
Заучивание скороговорки:
— прослушивание образца;
— совместное проговаривание с логопедом;
— самостоятельное проговаривание ребёнком.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла —
Мила в лодочке плыла,
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела