Произношение звука «С»
Произносим звук «С»
Ваш ребёнок уже пропускает в своей речи букву «с» и вместо слов санки и самолёт вы слышите: «амалёт» и «анки», или же заменяют эту букву на «т» и «ф», или же у деток имеется межзубное произношение, тогда это занятие как раз для вас. При смягчении ребёнком звука «с» в словах, например «сянки», и при этом также смягчаются и другие звуки, и при боковом произношении буквы «с» — в таких случаях это не дислалия, и тут без логопеда вы ничего не сделаете.
В норме звук «с» выглядит следующим образом: передние зубки сближены, губы в улыбке, а кончик языка упирается под нижние зубы, а воздух проходит посередине языка. Поэтому самый простой способ постановки звука — это по подражанию. Посадите ребёнка перед зеркалом, чтобы он мог не только на слух контролировать качество звука, но и зрительно отслеживать, где у него находится язычок, зубки и губки. Перед этим попробуйте всё сделать самостоятельно, чтобы понимать, что нужно требовать от ребёнка.
Попросите кроху широко-широко улыбнуться в тонкую улыбку, зубки поставить друг на дружку заборчиком, а кончик язычка спрятать под нижние зубки и тихо посвистеть. Желательно не говорить ребёнку, чтобы он сказал букву «с», потому что он сразу же начнёт выговаривать так, как говорил раньше. Старайтесь заменять эту фразу другими похожими. Если у него получилось сказать таким образом звук «с», то сразу же нужно закреплять его в слогах «са», «се» и «сы», не используйте слоги «со» и «су», поскольку при их произношении участвуют губы.
Ещё один вариант постановки звука «с»:
Если Ваш малыш сам заменяет букву «с» на букву, похожую чем-то на «ф», обязательно попросите его как можно дольше протянуть свой вариант этого звука. Во время его произношения рукой оттяните нижнюю губу от зубов вниз. После этого, не прерывая произношения, ребёнку нижние зубки нужно подровнять под верхние, чтобы получился заборчик. Довольно часто после таких тренировок получается сразу услышать правильный звук «с». Попробуйте!
Потренируйтесь с ребенком, дав ему возможность самому вспомнить некоторые знакомые звуки, например:
Как бежит водичка из крана? — С-с-с. Как накачивает насос? — С-с-с. Как свистит свисток? — С-с-с. Как воздух выходит из шарика? — С-с-с.
Са-са-са, летела оса.
Су-су-су, ловим мы осу.
Са-са-са, под кустом сидит лиса.
Су-су-су, в лесу видел я лису.
Сы-сы-сы, хвост красивый у лисы.
Вот слова со слогом СА — полоса, коса, оса.
Вот слова со слогом СО — Соня, сода, колесо.
Вот слова со слогом СЫ — косы, бусы и весы.