Кто такой логопед?
Кто такой логопед?
Только что появившийся на свет малыш не обладает никакими речевыми навыками, он не умеет произносить четкие звуки, а тем более не знает слов и не может объясняться с окружающими его людьми. Всему этому ребенок учится в процессе своего роста и развития. Но бывают случаи, когда развитие речи имеет запаздывающий характер или индивидуальную специфику, и как раз в таких случаях правильному речевому развитию ребенка поможет обращение к логопеду.
Суть работы логопеда
Работа логопеда заключается в обнаружении и исправлении дефектов детской и взрослой речи, при этом задачей специалиста является не только правильная постановка звуков, но и развитие мелкой и общей моторики, а также таких познавательных способностей, как восприятие, внимание, мышление, память.
На приеме у логопеда родители узнают, какие речевые проблемы существуют у их ребенка, что представляет из себя верное формирование детской речи, какими способами и методами его можно достичь. Логопед, учитывая возраст ребенка, соотносит с нормой количество используемых в речи слов, оценивает произношение отдельных звуков, построение предложений и коммуникативность ребенка. Другими словами, логопед квалифицированно проанализирует ситуацию и сделает заключение, нужно ли ребёнку проведение специальных занятий.
На занятиях с логопедом ребенок выполняет упражнения, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развивающие его артикуляцию и формирующие его фонематический слух и грамматический строй.
Стоит отметить, что логопед обязательно должен иметь высшее педагогическое образование по специальности логопед, учитель-логопед, дефектолог.
Почему нужно обращаться к логопеду?
Во-первых, родители не всегда могут самостоятельно выявить все дефекты и проблемы речи, имеющиеся у ребенка. Эти проблемы могут существовать незаметно для непрофессионального (в отношении логопедии) слуха родителя, поэтому нужно обязательно показать ребенка специалисту.
Во-вторых, имеющиеся в речевом развитии проблемы, оставшиеся без решения, могут привести к отсутствию готовности ребенка к школе. К тому же эти проблемы будут только нарастать, если вовремя не обратиться к логопеду. Очень часто можно встретить мнение, что если в детской речи есть дефекты, то их не нужно исправлять, они пройдут самостоятельно через какое-то время. Но это мнение ошибочно, ведь с возрастом ребенка все сложнее и сложнее исправить проблемы с речью.
Какие могут быть последствия игнорирования проблем? При неправильном произношении звуков ребенок может замкнуться, появятся проблемы в общении со сверстниками, а также внутренние комплексы, мешающие в полной мере использовать свой потенциал. При отсутствии умения отличать звуки друг от друга на слух у ребенка могут возникнуть проблемы с письмом букв и чтением. Без навыка верно строить фразы и предложения могут появиться трудности с правильным изложением своих мыслей.
Когда нужно обращаться к логопеду?
Раньше существовало мнение, что первый прием к логопеду нужно запланировать на 5-летний возраст ребенка. Однако в 5 лет большинство детей уже имеет почти сформированную речь. Поэтому сейчас считается, что самый подходящий возраст – 2-3 года. Именно в этот период речевое развитие идет особенно интенсивно, и многие проблемы легче исправить и предупредить.
Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые родитель может понять, правильно или неправильно, своевременно или с запаздыванием развивается речь его ребенка. Если она отстает от нижеприведенных норм, следует как можно быстрее обратиться к логопеду.
Возрастные нормы правильного развития речи:
Достигнув возраста 1 года, ребенок имеет в своем словарном запасе 3-4 слова, которые еще пока можно назвать лепетом. Он уже понимает некоторые слова и фразы родителей, о чем идет речь, а также может выполнить легкие задания типа «дай игрушку», «возьми ложку» и т.д.
В 2 года словарный запас ребенка – от 50 слов и выше, может составить простое предложение из 3 слов, а также выполняет двухшаговые задания типа «открой шкаф и достань игрушку». К 2 годам ребенок должен освоить звуки п, б, ф, в, д, т, н, м, г, к.
В 3 года ребенок, как правило, умеет в верной последовательности связывать слова, различает и правильно говорит слова в единственном и множественном числе, использует падежи, простые предлоги (с, под, на, за, в и т.д.) и союзы (когда, потому что и т.д.)
В 4 года ребенок может использовать в предложениях уже более сложные предлоги (из-за, из-под, вместо и т.д.) и союзы (где, что, куда и т.д.), а также уже в состоянии правильно произносить свистящие звуки ц, с, з, шипящие ж, ш, щ, ч (допускается ситуация, если немного позднее 4 лет) и звуки э, ы.
В 5-5,5 лет ребенок до конца осваивает слова, используемые в обыденной жизни, а также использует обобщения (фрукты: апельсин, виноград и т.д., мебель: стул, стол, диван и т.д.). В произношении слов уже не должно быть перестановок и пропусков звуков и слогов (за исключением тяжелых для выговаривания слов). К 6 годам осваиваются звуки л, р, и теперь ребенок знает и верно произносит все звуки, имеющиеся в языке.
Важно помнить, что речевое развитие носит индивидуальный характер, и к каждому ребенку при исправлении речевых недостатков нужен свой подход, который и сможет подобрать специалист. Поэтому не стоит пугаться приема логопеда, ведь его задача – помочь ребенку. Если развитие речи не соответствует нормам согласно возрасту, логопед подробно объяснит суть проблем и даст советы по их исправлению, а также проведет курс специальных занятий. Если же речевое развитие идет согласно возрастным нормам, логопед посоветует, каким образом сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем успешно овладевать языком.
Красивая правильная речь позволит ребенку достичь больших успехов в будущем!