Дизартрия
Дизартрия
(из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии, в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи (темп, ритм речи, интонации, тембр голоса, речевое дыхание). Данные нарушения связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Причины дизартрии
Причиной дизартрии является влияние различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития (во время беременности), в момент родов и после рождения. Наиболее часто дизартрия возникает как следствие асфиксии и родовой травмы. Также причинами могут быть поражение нервной системы при гемолитической болезни новорождённых, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, редко — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы (врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Клинические проявления (признаки) дизартрии
Речь дизартрика имеет не чёткое смазанное звучание, часто лишена интонации, голос тихий, слабый, затухающий к концу фразы, иногда может быть резким, часто бывает сиплым, хриплый, может иметь носовой оттенок. Дыхание прерывистое. Темп речи может быть ускорен или замедлен.
Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии бывает различной степени и зависит от тяжести и локализации поражения нервной системы. В легких случаях наблюдаются искажения отдельных звуков, так называемая «смазанная речь», в более тяжелых, речь становится совсем неразборчивой для окружающих, что вызывает серьёзные трудности в общении. Истинно тяжёлые формы дизартрии наблюдаются, как правило, у детей с детским церебральным параличом.
Особенность дизартрии у детей в том, что часто она имеет смешанный характер с сочетанием различных нарушений. Это связано с тем, что воздействие вредоносного фактора на развивающийся мозг зачастую носит не локальный характер, а значит и повреждение будет разлитым. Это определяет частое сочетание дизартрии с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием).
Детская дизартрия зачастую сопровождается двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. У детей с дизартрией наблюдается общая моторная неловкость, они неуклюжи. Будущего дизартрика нередко можно разглядеть, когда он начинает ходить, он заметно чаще других спотыкается, падает. Ребёнок с дизартрией затрудняется в выполнении многих физических упражнений доступных для детей, не имеющих нарушений (прыжки на одной ножке, удержание заданной позы и т. д.).
Дизартрия у детей так же тесно связана с нарушением мелкой моторики рук, так как соответствующие центры в головном мозге находятся рядом и страдают одновременно. Таким детям трудно застёгивать пуговицы, шнуровать, выполнять различные штриховки т.д., часто они не любят рисовать.
У детей с дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры лица.
Так же для данной группы детей характерны эмоционально-волевые нарушения, проявляющиеся в виде эмоциональной неустойчивости. Дети легко возбудимы, раздражительны и быстро истощаемы. У них плохой сон и аппетит. Часты беспричинные капризы и бурные реакции злости и возмущения.
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи — она понятна для окружающих, но нечеткая.
Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.
Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом — спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.
Формы дизартрии
На основе неврологического подхода с учетом локализации поражения мозговых структур, обеспечивающих нормальную работу органов речи, различают следующие формы дизартрии:
бульбарная
корковая
мозжечковая
экстрапирамидная (подкорковая)
псевдобульбарная
стёртая форма
Прогноз зависит от основного заболевания. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.