Забота о ребёнке – две стороны медали
Некоторые семьи окружают малыша заботой и вниманием до такой степени, что растворяются в ребенке. Родители угадывают все его желания, не оставляя малышу ни малейшей возможности сделать что-либо самостоятельно. На консультациях детского психолога зачастую слышишь: «Ну как же! Разве он может сделать это сам?!»
От такого подхода страдает ребенок, ведь многие его проблемы уже, можно сказать, приобретены вследствие такой гиперопеки. Нарушается мир и в семье, особенно если в ней есть другие дети, которым в таких случаях недостает внимания мамы и папы.
Не удивительно, что ребенок становится капризным и пассивным. Он не ощущает потребности в развитии и освоении новых умений (зачем, если все и так предугадают и сделают), он не любит играть. Кроме этого, дети остаются неприспособленными к окружающей среде. Впоследствии это может привести к психологической травме, особенно когда встанет вопрос о выборе профессии, о выходе во взрослую жизнь.
Часть родителей занимает противоположную позицию. Они слишком строги с ребенком и бесконечно повышают требования к нему, не принимая во внимание, есть ли у ребенка возможности, чтобы выполнить желаемое. В результате завышенных ожиданий задерганный ребенок, который по объективным причинам не может сделать то, что от него хотят, становится раздражительным. У него может ухудшиться сон, появиться другие нарушения.
Очевидно, что неверен и тот, и другой подход. По мнению специалистов, родителям необходимо учитывать особенности своего ребенка. А для этого их нужно знать. Чтобы выбрать наилучший выход из складывающихся трудных ситуаций, рекомендуем воспользоваться консультациями специалистов, особенно учитывая, что детского психолога в Москве сейчас найти труда не составляет.
Один из важнейших воспитательных факторов — режим дня. Он должен соответствовать потребностям и возможностям ребенка, а также учитывать интересы всей семьи, и тогда у ребенка просто не будет причины отказываться выполнять разумные требования родителей.
Важно формировать у ребенка адекватную самооценку, развивать качества, которые будут необходимы в жизни. Чтобы ребенок захотел чему-то научиться, его нужно мотивировать. Разумеется, проще всего это сделать в игре. Таким образом можно привить, к примеру, навыки самообслуживания.
Игра — прекрасный способ социализации ребенка. Так можно создать модель взаимоотношений человека и общества, научить ребенка принимать во внимание интересы окружающих, доводить до конца начатое дело. Сначала помогайте ребенку, а потом стимулируйте его самостоятельно искать способы достижения результата.
Не забывайте, что ребенок — член семьи и, следовательно, должен оказывать посильную помощь в домашних делах. Разумеется, главное здесь — выбрать дело, которое ребенку по плечу.
Когда у ребенка что-то хорошо получается, хвалите его. Хвалите, даже если получается не все, но вы видите, что он старался. Ничего лучше ласки не способно подвигнуть малыша на освоение новых умений.