Связь между рукой и мозгом
Связь между рукой и мозгом
«Рассказано-рассказано, пальчиком показано!» — сообщает пятилетний малыш «застуканному на месте преступления» приятелю и машет выставленным вверх указательным пальцем.
Разговаривая по телефону, мы сопровождаем наши слова жестами, хотя собеседник их и не видит. А теперь вспомните: ваш двухлетний малыш прижимает к уху игрушечный телефон, что-то лепечет с уморительно-серьезным видом и… повторяет ваши движения.
Годовалый карапуз на вопрос, какая мышка маленькая, показывает расстояние между большим и указательным пальчиками, а для демонстрации, какой мишка большой, разводит ручки в сторону.
Любой предмет, который привлек внимание ребенка, он сразу берет в руки. Поэтому так часто слышишь, например, в магазине обращенный к маленькому ребенку клич: «Ничего не трогай!» Но это нам достаточно посмотреть на предмет и его ценник, чтобы получить нужную информацию. А ребенку, чтобы сформировать образ предмета, мало видеть, ему надо обязательно осязать: ощутить фактуру, вес, температуру.
Активность рук ребенка важна не только потому, что придает ему выразительности, заставляет окружающих умиляться или смешит их. Самое главное, что от ловкости и умелости маленьких ручек напрямую зависит интеллектуальное, психическое и эмоциональное развитие ребенка.
Указующий перст
Природа — гениальный изобретатель, который не ошибается. Возможности новорожденного познавать мир ограничены его неспособностью самостоятельно передвигаться. Зато у него есть ручки: их можно засовывать в рот, ими можно размахивать, тереть лицо, задевать игрушки… А значит, мудрая природа распорядилась так, что именно руки — это центр развития ребенка, который передает сигналы в мозг, развивая его и стимулируя его деятельность.
Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга одну из самых обширных частей наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. И снова в мозг поступает «отчет о результатах». Таким образом, именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Так что можете не сомневаться: массаж ладошек новорожденного, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры — это уже школа раннего развития вашего ребенка.
Говорим… руками
Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над мелкой моторикой и ловкостью ручек способствуют стимуляции этой зоны мозга. То есть пальчиковый массаж и пальчиковая гимнастика для детей, которые еще только и умеют, что выражать свои взаимоотношения с миром громким «уа-уа», уже работают на развитие речи ребенка.
Двойной обхват
Наш мозг состоит из двух полушарий, имеющих разные функции. В правом полушарии возникают образы окружающего мира — явлений, предметов, в левом — они получают свое словесное оформление, то есть вербализуются. Чтобы это стало возможным, необходима тесная взаимосвязь между обоими полушариями — как бы канатики, которые их соединяют. И чем прочнее эти канатики, чем их больше, тем быстрее и разностороннее развивается ребенок, тем лучше у него способности к познанию и творчеству.
У праворуких людей активнее работает левое полушарие, у левшей — правое. Но родители не знают, какую руку «предпочтет» их младенец. Поэтому, с раннего детства делая ребенку массаж ручек, гимнастику для пальчиков, играя в пальчиковые игры и пальчиковый театр, необходимо уделять одинаковое внимание обеим его ручкам. Таким образом укрепляется взаимодействие между полушариями головного мозга, совершенствуются способности малыша и к образному мышлению, и к логическому, закладывается возможность усваивать в дальнейшем дисциплины и гуманитарного, и естественнонаучного, и художественного циклов.
Ручное управление
Внося в дом красивой перевязанный розовым или голубым бантом конверт с новорожденным сокровищем, каждый родитель видит его в будущем развитым, одаренным, успешным. Но для того, чтобы малыш, пойдя в сад или в школу, не обманул ваших ожиданий, вам надо постараться. И не стоит перекладывать всю ответственность только на центры развития, где занятия для детей проводят профессиональные педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Это очень хорошо и важно, поскольку не только способствует развитию детей, но и вооружает знаниями родителей. Ведь занятия длятся максимум час в день, а все остальное время главным воспитателем для ребенка остается родитель.
В ежедневные обязательные занятия с ребенком — гимнастику, массаж, развивающие игры — должны обязательно включаться упражнения для мелкой моторики, ловкости и гибкости рук. Играя с полугодовалым малышом в «Сороку-ворону», массируя ему ручки и делая пальчиковую гимнастику, занимаясь с ребенком постарше лепкой или вырезанием, играя в пальчиковые игры или показывая пальчиковый театр, родители подготавливают его руку к рисованию и письму, способствуют развитию его интеллекта, речи, стимулируют творческую сферу. То есть работают на его будущие достижения и успешность.