Развитие мелкой моторики
И в самом деле – чудо. Ученые доказали связь между мелкой моторикой рук и речевой функцией. Занятия по совершенствованию мелкой моторики с самого раннего возраста – это и работа на развитие речи малыша, и формирование ручки ребенка для выполнения более сложных задач.
Я шумлю – значит, я существую!
До года развитие малыша происходит как бы само по себе. Редкий гость войдет в дом, где есть новорожденный, без погремушки или навесной игрушки на кроватку. И они нужны не только для развлечения. В первый год жизни ребенок каждую минуту чему-то учится, получает и отрабатывает какие-то навыки. Сначала он случайно попадает ручками по звучащей игрушке, потом к этому подключается зрительная система, затем малыш уже начинает повторять движение, которое вызывает звучание и раскачивание погремушки. Очень скоро после первого случайного попадания по игрушке ее звук раздается практически постоянно, когда малыш не спит. Поздравляем: у ребенка установились первые моторные навыки!
Пожмем руки
С первых дней жизни ребенка, делая с ним ежедневную зарядку, обязательно включайте в нее массаж ладошек. Это может быть всем известная «Сорока-ворона», «ладушки», растирание, легкие нажатия… Поглаживая внутреннюю сторону ладошки, массируя пальчики, вы стимулируете мозг малыша.
Упражнения для пальцев должны стать постоянным спутником развития ребенка: гимнастика, пальчиковый театр, игры… Чем бы вы ни занимались с малышом, всегда отводите несколько минут на «разворачивание» и «сворачивание» ладони по одному пальцу с произнесением его названия, «ходьбу» по столу, кукольный театр из надетого на пальчик шарика и других упражнений. Их хорошо сопровождать забавными стишками и присказками. Найти их не проблема. А еще лучше – придумать самим, используя явления и события, близкие и понятные малышу.
Хорошо развивают мелкую моторику такие упражнение, как: соединение ручек в замочек, сжимание кулачков и «барабанная дробь» ими по столу, жестикуляция широко раскрытой ладонью («напугаю-напугаю»), постукивание кончиками пальцев по твердой поверхности («дождик идет»). Нетрудно найти развивающие песенки-игры, под которые ребенок должен выполнять определенные действия.
Захват, еще захват…
Следующий моторный навык – это захват игрушки ладонью. Поэтому в кроватку то слева, то справа от ребенка нужно класть яркие игрушки такого размера и формы, чтобы малыш мог захватить их ручкой. Повернув голову и увидев игрушку, ребенок будет тянуться к ней, пытаясь взять в ручку.
Лучше, если первые игрушки будут не роскошными и «престижными», а полезными.
Поэтому вместо дорогой мягкой игрушки или невероятной красоты модели элитного авто ребенку до года лучше купить, скажем, небольшой резиновый мячик с пупырышками, игрушки разных форм с неровными поверхностями, которые массировали бы ладошки, однотипные предметы различного размера и цвета.
К году ребенок уже уверенно берет игрушку в руку, переносит ее, кидает, сталкивает со стола, достает и кладет небольшие игрушки в разные емкости, играет в мяч, останавливая его ручками и отталкивая от себя, и многое другое.
Если нельзя избежать – нужно возглавить!
Итак, первые успехи достигнуты вроде бы «сами по себе». Но как бы ни радовал вас ваш малыш в год, чем старше он становится, тем важнее роль взрослых в становлении моторных навыков. И начинать целенаправленно заниматься этим с ребенком никогда не рано.
Как только малыш начинает уверенно ходить, возникает проблема «первых-вторых этажей». Зачастую от мам детей такого возраста слышишь жалобы на то, что ничего не получается сделать по дому, потому как ребенка ни на минуту нельзя оставить одного. Ну что ж, если нельзя избежать – нужно возглавить! Берите ребенка с собой на кухню, когда вам надо приготовить или прибрать, и развивайте его мелкую моторику тем, что есть под руками, занимаясь при этом своими делами.
Очень хорошо развивает ловкость ручек работа с мелкими предметами. Например, разные крупы, горох, фасоль, макароны…
Рассыпанная по тарелке крупа – прекрасный массажер для детской ладошки. Насыпьте на одну тарелочку немного гречки, на другую – пшена, на третью – гороха, на четвертую – фасоли. Возьмите расправленную ладошку малыша и слегка прижмите к крупе. Прокомментируйте: «Это гречка. Она колется». Потом отряхните ладошку и повторите упражнение с другими продуктами: «Пшено – щекочет», или «Горох – твердый, круглый», или «Фасоль – большая, гладкая».
Перемешав в одной емкости фасоль и горох, покажите малышу, как вы раскладываете их по разным блюдечкам, а затем подключите его к этому занятию. По мере взросления ребенка и совершенствования навыка можно брать более мелкие крупы.
Года в три-четыре можно приобщить ребенка к перебиранию крупы. Важен, конечно, не объем проделанной работы, а внимание, старание и тренировка пальчиков.
Лет с четырех дети могут заниматься творческой работой. Нанесите на лист картона слой пластилина, насыпьте в небольшие емкости разных круп, гороха, фасоли, макаронных изделий различной формы. Пока вы хлопочете у плиты, ребенок создает уникальное произведение, вдавливая в пластилин крупинки и другую бакалею. А если вы возьмете его творение в рамочку и дополните дизайн кухни, это будет прекрасным поощрением для ребенка в дальнейших творческих занятиях.
Кручу, верчу…
Очень хороши занятия с завинчивающимися крышечками. При этом развивается не только ладошка, но и мышцы предплечья. Соберите бутылочки и баночки разных размеров, из разных материалов. Покажите, как они отвинчиваются и завинчиваются. Пусть малыш сначала научится делать это с одним предметом. Когда этот навык будет закреплен, усложните задачу: поставьте перед ним несколько емкостей и разложите крышечки от них. Ребенок должен подобрать крышечку к каждой баночке или бутылочке и завинтить ее. При этом хорошо проводить занятие на сопоставление: по размеру, высоте, прозрачности и даже по температуре…
Страна Лепляндия
Любимое детьми занятие – лепка из пластилина. Начинать работать с пластилином можно уже с года. Для начала – просто поместить кусочек пластилина между ладошками малыша. Все действия комментируйте: «Ой, какой холодный и твердый кусочек! Давай его согреем. Смотри, какой он стал теплый и мягкий!» Повторяя упражнение регулярно, вы сформируете у ребенка устойчивое знание и первый навык работы с этим материалом.
Самые простые упражнения – это скатать колбаску между ладошками и слепить комочек, разминая пластилин указательным, средним и большим пальчиками.
По мере формирования навыка задача усложняется: сделать шарик, раскатывая пластилин между ладонями. Тут опять можно проводить работу на умение сопоставлять предметы по размеру, цвету и т.д.: скатать большой и маленький, большой синий и маленький красный шарики, толстую и тонкую колбаски…
Ну а дальше – работа с формой и освоение разных приемов лепки. Человечек: это толстая колбаска – туловище, шарик – голова, тонкие колбаски – ручки-ножки. Чтобы сделать собачку, нужно уже подключить пространственное мышление: толстую колбаску расположить горизонтально и колбаски-лапки прикреплять совсем другим образом. Круглую сердцевинку цветочка можно сделать, скатав шарик и сплюснув его пальчиками, глазки – скатав маленькие шарики указательным и большим пальчиками, тонкий жгутик – раскатывая ладошкой кусочек пластилина о рабочую доску…
В качестве материала для лепки могут использоваться глина, разные пластические массы…
Сродни занятиям с пластилином работа с тестом. Берите малыша себе в помощники, когда собираетесь что-то печь. Детки помладше просто могут разминать тесто, отрывать небольшие кусочки, а потом соединять их в один ком. Ребята постарше уже могут помогать раскатывать тесто скалкой (прекрасное упражнение не только для ладоней, но и для мышц предплечья, плеча, спины, груди), лепить пирожки и булочки, придумывать украшения для печева.
Деревянная радость
Прекрасно развивает руку ребенка работа с карандашами и красками. Хорошо предварять эти занятия гимнастикой-массажем: катать между ладошками кисточку, карандаши разной формы и толщины.
Уже с годовалыми малышами можно заниматься пальчиковым рисунком. Сначала вы опускаете пальчик малыша в краску и потом оставляете на бумаге отпечатки. Когда это занятие будет освоено, малыш сам макает пальчик в краску и закрашивает нарисованные на листе кружочки, попадая в них. Следующее по сложности упражнение – оставить след ладошки, намазанной краской. По мере взросления усложняются условия: аккуратность, точность, цветовое решение. С детьми постарше уже можно начинать работать над образом: пусть ребенок оставит на одном листе несколько одинаковых отпечатков и осваивает разные образы – кленовый листок, бабочка и пр.
Начинать работу с цветными карандашами следует с раскрашивания, добиваясь точности и аккуратности. По мере совершенствования навыка усложняются задания: обведение по пунктирному контуру, соединение точек, штриховка.
Фломастеры и другие пишущие предметы нужно подключать только тогда, когда хорошо освоена работа с карандашами.
Безусловно, здесь перечислены далеко не все виды занятий, которые развивают мелкую моторику. Мы не пытались дать точный перечень упражнений, а указали направления для движения вперед. Успех будет зависеть от системности, регулярности, продуманности занятий и главное – вашей любви к ребенку, веры в его силы и успех, даже если он будет не слишком скорым и ярким. Мы же будем считать свою цель достигнутой, если во время чтения этой статьи у вас возникнет мысль: «Это можно сделать еще и так…», а занятия будут приносить детям радость и пользу.