Нарушения формирования лексики у детей с ОНР
Я думаю, что не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. Еще К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни». И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Развитие устной речи ребёнка является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому специальная дошкольная педагогика рассматривает нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи как одну из первичных проблем развития ребенка.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в том, что ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром». Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов. У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.
Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства:
- по признаку функционального назначения («миска — тарелка», «метла — щетка»);
- по внешнему сходству («майка — рубашка», «сарафан — фартук»);
- по объединению общностью ситуации («каток — лед»);
- части и целого («паровоз — поезд», «локоть — рука»);
- обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь — ботинки», «посуда — тарелки»);
- словосочетаний и связанных с ними понятий («плита — газ горит», «кровать — чтобы спать»);
- существительных и слов, обозначающих действия («открывать — дверь», «лекарство — болеть»).
Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знают обобщений, не выделяют четвертый лишний предмет. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «»воробей, стрекоза, муравей» — лишнее слово «муравей», так как он не летает».
Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»). В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»). Вместо названий детенышей животных («ягненок», «теленок», «поросенок») — говорится «свиненок», «коровенок».
Допускаются ошибки при употреблении и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («яблоченька», «тетраденька»), с суффиксами «иц» («супница — суповка»). Дети с ОНР испытывают трудности, называя профессии людей.