Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Методика словарной работы включает разные приемы, направленные на формирование активного словаря детей:
- точное и правильное употребление слова;
- объяснение происхождения слова;
- включение слова в предложение с изменением его грамматической формы числа, падежа;
- подбор синонимического ряда;
- использование произведений художественной литературы;
Большую ценность для формирования словаря имеют специальные лексические упражнения. Необходимо отметить, что словарь существительных дети усваивают быстрее.
Среди слов, обозначающих предметность, выделяют следующие группы: слова, обозначающие вещи, живые существа, явления природы и события общественной жизни, родовые понятия, действия или состояния, отвлеченные понятия, свойства человеческого характера, слова, имеющие переносное значение.
Группировка глаголов объединяет: глаголы, обозначающие состояния, воздействие на предмет, речевую и мыслительную деятельность, обозначающие процессы восприятия, физическое или эмоциональное состояние человека, его поведенческие действия.
Тематическая группировка словаря облегчает ведение словарной работы, помогает отбирать наиболее употребительную лексику при усвоении тем, использовать ее в играх и упражнениях для закрепления.
Словарная работа реализуется не только на специальных занятиях, но и должна быть связана с конкретной деятельностью детей (бытовой, игровой, трудовой), должна быть организована путем специально подобранных игр и упражнений типа «Наоборот», «Скажи по-другому», «Кто ты?», «Что летает, плавает, бежит?» и другие.
Предлагаемые игры, упражнения, задания могут быть организованы:
- на наглядной основе: наглядно — действенные, смешанные, наглядно-словесные;
- на вербальной основе: использование изолированных слов, подбор слов по заданному признаку, использование словосочетаний, предложений, связанных текстов.
Организация своевременной и целенаправленной специальной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает её начало в дошкольном возрасте, когда протекает большая часть, всего потока умственного развития ребёнка и наиболее благоприятно формируются все компоненты речевой системы.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, логопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Для более успешного преодоления лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР родителям надо проводить следующую работу:
- много рассказывать и показывать детям, читать художественную литературу;
- обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Доказывать (показывать) это в практическом плане: например, пластмассовая ложечка плавает, а металлический ключ тонет;
- в повседневной жизни закреплять и расширять, употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда, мебель и прочее;
- задавать ребенку различные вопросы: что? кто? что делает? какой? и т. д.
Желаю всем родителям терпения и творческой искры, которые непременно помогут сделать ваши занятия с детьми интересными и успешными. А если возникают вопросы, трудности, не стесняйтесь — обращайтесь к воспитателям, к нам — логопедам. Мы всегда рады вам помочь.