ЛОГОПЕДКИН.РУ
Cайт учителя-логопеда Хакимовой Альбины Равилевны
  • Главная
  • Обо мне
  • Логопедия
  • Родителям
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Карта сайта

Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря

Коррекционно-развивающая работа по уточнению и обогащению предметного словаря

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

 

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
  • организация семантических полей, лексической системы;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Методика словарной работы включает разные приемы, направленные на формирование активного словаря детей:

  • точное и правильное употребление слова;
  • объяснение происхождения слова;
  • включение слова в предложение с изменением его грамматической формы числа, падежа;
  • подбор синонимического ряда;
  • использование произведений художественной литературы;

Большую ценность для формирования словаря имеют специальные лексические упражнения. Необходимо отметить, что словарь существительных дети усваивают быстрее.
Среди слов, обозначающих предметность, выделяют следующие группы: слова, обозначающие вещи, живые существа, явления природы и события общественной жизни, родовые понятия, действия или состояния, отвлеченные понятия, свойства человеческого характера, слова, имеющие переносное значение.
Группировка глаголов объединяет: глаголы, обозначающие состояния, воздействие на предмет, речевую и мыслительную деятельность, обозначающие процессы восприятия, физическое или эмоциональное состояние человека, его поведенческие действия.
Тематическая группировка словаря облегчает ведение словарной работы, помогает отбирать наиболее употребительную лексику при усвоении тем, использовать ее в играх и упражнениях для закрепления.
Словарная работа реализуется не только на специальных занятиях, но и должна быть связана с конкретной деятельностью детей (бытовой, игровой, трудовой), должна быть организована путем специально подобранных игр и упражнений типа «Наоборот», «Скажи по-другому», «Кто ты?», «Что летает, плавает, бежит?» и другие.

Предлагаемые игры, упражнения, задания могут быть организованы:

  • на наглядной основе: наглядно — действенные, смешанные, наглядно-словесные;
  • на вербальной основе: использование изолированных слов, подбор слов по заданному признаку, использование словосочетаний, предложений, связанных текстов.

Организация своевременной и целенаправленной специальной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает её начало в дошкольном возрасте, когда протекает большая часть, всего потока умственного развития ребёнка и наиболее благоприятно формируются все компоненты речевой системы.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, логопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Для более успешного преодоления лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР родителям надо проводить следующую работу:

  • много рассказывать и показывать детям, читать художественную литературу;
  • обращать внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают. Доказывать (показывать) это в практическом плане: например, пластмассовая ложечка плавает, а металлический ключ тонет;
  • в повседневной жизни закреплять и расширять, употребление обобщающих понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда, мебель и прочее;
  • задавать ребенку различные вопросы: что? кто? что делает? какой? и т. д.

Желаю всем родителям терпения и творческой искры, которые непременно помогут сделать ваши занятия с детьми интересными и успешными. А если возникают вопросы, трудности, не стесняйтесь — обращайтесь к воспитателям, к нам — логопедам. Мы всегда рады вам помочь.

Рекомендуем прочитать:

  1. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР
  2. Общее недоразвитие речи (ОНР)
  3. Что же такое ОНР?
  4. Кинезиология
Тэги:коррекция, общее недоразвитие речи, ОНР
Рубрики:Полезные советы

Навигатор по сайту

  • Виды речевых нарушений
  • Игры с детьми
  • Логопедический юмор
  • Логопедия
  • Методическая копилка
  • Полезные советы
  • Профессия "Логопед"
  • Родителям
  • Тесты логопеда
  • Это надо знать
Vkontakte RSS Feed
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

© 2015—2023 LOGOPEDKIN.RU | разработка сайта NILSTUDIO