Кинезиология
Кинезиология
За последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. вместе с тем, современный мир стремительно меняется и запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, быть успешным и конкурентоспособным. Поэтому все психические процессы у ребенка должны быть развиты на достаточно высоком уровне.
Однако у детей с речевыми нарушениями страдает не только речь, но и другие стороны развития.
- интеллектуальная
- волевая сфера
- эмоциональная и личностная сфера
- психические процессы
- пространственные представлений, приводящих к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии),
- работоспособность, общее соматическая самочувствие,
- двигательной сферу, которая характеризуется плохой координацией движений.
И, как следствие, всего вышеперечисленного – трудности в процессе усвоения образовательных программ и адаптации в образовательном учреждении.
Современные психологи, логопеды, педагоги и другие специалисты, связанные с обучением, развитием и воспитанием детей, постоянно заняты поиском новых, более совершенных, эффективных и нетрадиционных методов обучения и развития.
Одним из таких методов является кинезиология. Если говорить простым языком, это наука, позволяющая развивать умственные и физические способности детей через выполнение определенных двигательных упражнений. Если говорить о кинезиологии чуть более научным языком, то кинезиология – это наука о межполушарном взаимодействии, то есть взаимодествии правого и левого полушарий головного мозга. Кинезиологи (это люди, занимающиеся данной тематикой), считаю, что когда нарушается взаимодействие в работе полушарий головного мозга, у ребенка возникает, так называемая «координационная неспособность к обучению» и для ее устранения, необходимо вновь наладить совместную работу левого и правого полушария. И кинезиология как раз и направлена на данную работу. То есть под воздействием комплекса определенных двигательных упражнений у ребенка наблюдается:
- Развитие межполушарной взаимодействия
- Синхронизация или синхронная работа полушарий
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Развитие речи.
- Формирование произвольности.
- Снятие эмоциональной напряженности.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Профилактика дислексии и дисграфии.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.
Где применяются кинезиологические упражнения?
Кинезиологические упражнения можно использовать на занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
- доброжелательная обстановка
- проводится систематично, без пропусков;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 6-8 недель по 15-20 минут в день
Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
- ускорение темпа выполнения,
- выполнение упражнений с закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
- подключение движений глаз и языка к движениям рук
- сочетание упражнений из двух направлений, например дыхательных и двигательных упражнений
« Пальцы помогают говорить » М. Монтессори.