Дефектолог
Дефектолог
Молодая мама годовалого малыша очень озабочена: «Слушай, может, у тебя есть хороший дефектолог в Москве? Мой ребенок очень плохо говорит!» После уточнений, выясняется, что ребенок называет близких людей только первыми слогами, не всегда хочет говорить «дай» и «на» и чирикает нечто, что родители отказываются принимать за речь. «А соседский малыш — они почти ровесники — уже говорит „мама“, „папа“ и „баба“ и еще много чего. И вообще, он какой-то более осмысленный, чем мой. Нам просто необходимы занятия с логопедом на дому!»
С трудом удалось прорваться сквозь взволнованный поток слов и попытаться донести до мамы мысль, что сравнивать своего ребенка с кем-либо — занятие бессмысленное, что решать, есть ли у ребенка логопедические проблемы, в год еще рано и что сейчас лучший логопед для малыша — мама: занимаясь с ним развитием мелкой моторики, разговаривая и рассказывая ему сказки, веселые стихи, прибаутки, играя в развивающие игры, она оказывает неоценимую помощь в его развитии.
Однако и утверждение, бытующее еще с советских времен, что к логопеду нужно обращаться после 5 лет, тоже неверно.
К сожалению, при всей своей комфортабельности современная жизнь выдвинула очень серьезные проблемы личностного, психического и психологического развития человека. Стремясь облегчить жизнь ребенка с самого рождения, мы порой лишаем его возможности накачать «психологические мышцы»: научиться справляться со многими трудностями и барьерами, осознавать себя личностью в коллективе и коллектив — нормальной средой обитания, бороться со страхами… И чаще всего эти трудности «вылезают» в речи ребенка, мешают нормальному поступательному процессу познания. Ведь патология речи — это патология мышления, трудности с восприятием текста и умением выражать свою мысль, проблемы в обучении, неуверенность в своих силах, замкнутость ребенка, а в дальнейшем — неудачи в обществе, разочарования, нереализованность…
Дефектолог спешит на помощь!
Помочь ребенку преодолеть речевую патологию, скорректировать психологические и психические проблемы, сделать максимально качественным познавательный процесс призван логопед-дефектолог.
Чаще всего мы встречаемся с представителями этой профессии в детских садах и школах. Там это логопед, который занимается исправлением дефектов речи, возникших как в ходе развития ребенка, так и в результате какой-то патологии. Но, как правило, в детских дошкольных и школьных учреждениях логопеды работают со здоровыми детьми, обладающими нормальными зрением и слухом, способными на интеллектуальную деятельность. Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства.
Услуги логопеда можно получить на дому, в поликлиниках по месту жительства; любой дошкольный центр обязательно имеет специалиста, который поможет преодолеть недостаточность речи ребенка, определить нарушения фонематического слуха, которые в школе обернутся невозможностью грамотно писать. К великому сожалению, по Приказу «Министерства», сейчас Детских садов корректирующего вида становится все меньше — их объединяют со школами, логопедов сокращают, и родителям приходится обращаться к услугам логопеда только платно. Воспитатели такими детьми заниматься профессионально не могут, соответственно они будут идти в школу с диагнозом ОНР (Общее Недоразвитие Речи), т.к. в комиссии, на которую отправляют из таких детских садов, поставят ребенку диагноз здоров, и что ребенок с ОНР не нуждается в работе с логопедом..
Кстати, услуги логопеда востребованы не только детьми. Представители этой специальности помогают и взрослым, чьи проблемы не были решены в детстве (например, заикание), или тем, у кого в результате инсульта пострадала речь.
Однако бывают случаи, когда патология речи у ребенка — лишь вершина айсберга, а отклонения в его развитии вызваны болезнью. Опытный логопед всегда может определить проблемы в психофизическом развитии ребенка, например, задержку психического развития, проявления аутизма и другие. Поэтому надо обязательно прислушаться к его наблюдениям и рекомендациям и начать искать причины проблем.
Кроме логопедии, основные дефектологические специальности — это:
— тифлопедагог — дефектолог, занимающийся детьми с проблемами зрения;
— сурдопедагог — специалист, профессиональный интерес которого представляют дети, имеющие нарушения слуха, вплоть до полного его отсутствия;
— олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими дефекты интеллектуального развития.
В каком случае необходимы занятия с дефектологом?
Дефектолог занимается процессом познания ребенком мира. Вследствие некоторых болезней, таких как олигофрения, гидроцефалия, детский церебральный паралич, некоторые психические заболевания, познавательная деятельность ребенка затруднена. Но все дети имеют право не только на жизнь, но и на жизнь в социуме, на максимально возможный уровень ее качества. Поэтому занятия с учителем-дефектологом позволяют сделать так, чтобы ребенок, насколько это возможно, приблизился к нормальному уровню развития.
Очень важно начать решать проблемы как можно раньше. И тут все зависит от внимательности родителей и, если хотите, их смелости и решительности. Ведь все мы представляем своих детей здоровыми, счастливыми, развитыми, вызывающими у окружающих восхищение своими успехами. К сожалению, бывает, что родители не желают замечать тревожных симптомов, подсознательно стараясь отодвинуть от себя проблему. Они упорно стараются устроить малыша в «нормальный» детский сад, а в случае неудачи прячут его дома, не желая «выносить сор из избы».
А ведь излечение начинается с осознания проблемы, правильного диагноза и целенаправленной работы в заданном направлении. Даже если родители не хотят отдавать ребенка в садик или группу для детей с пороками развития, на помощь им может прийти специализированный Детский сад.
Логопеды и дефектологи работают на стыке педагогики, психологии и медицины. Они не только помогают ребенку достичь своей вершины в развитии, преодолеть барьеры, поставленные болезнью, но и учат родителей обращению с малышом, имеющим проблемы. Как сказала как-то опытный логопед-дефектолог: «Это, возможно, покажется странным, но поверьте: у родителей проблемных деток гораздо больше счастливых моментов, чем у тех, кто имеет здоровых бутузов. Каждое новое движение, каждый новый звук, каждое новое умение их малыша, которые родители обычных детей могут и не заметить, — это ни с чем не сравнимое счастье!»
Кто-кто, а эти специалисты знают: чтобы быть счастливыми родителями, надо научиться ценить то, что имеешь, любить своего ребенка таким, какой он есть, никогда не отчаиваться и, пусть и медленно, но двигаться вперед. А у счастливых родителей и дети обязательно будут счастливы!