Чистоговорка- средство, повышающее эффективность работы логопеда с детьми логопатами
Сегодня, одной из поставленных задач логопеда является поиск и разработка новых, наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми-логопатами. Но бывает, что в процессе внедрения новых или уже известных методов и приемов, логопед может испытывать определенные трудности, связанные в основном с восприятием детьми этих приемов. Если, к примеру, дать ему задание в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы очень трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для получения максимального результата.
Еще в начале прошлого века филолог Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «…Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка». Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные. К сожалению, автор не подкрепил это соображение аргументами, и существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основывается на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребенка к рифме. Наиболее близкий к этому явлению ритм — биение сердца, который, как известно, является врожденным биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь — врожденное качество. Такие же явления можно наблюдать и в восприятии музыки.
Иными словами говоря, ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет логопеду успешно работать в заданном направлении. Но эта особенность детского восприятия, т.е. тяготение к рифме и ритму, не всегда учитывается логопедом. Чистоговорка — это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. В методической литературе предполагаются приемы работы с чистоговоркой для отработки звукопроизносительной стороны речи, на развитие силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Поэтому и возникает необходимость разработки приемов работы с чистоговоркой, способствующих комплексной коррекции всех сторон речи у детей-логопатов с фонетико-фонематическими и лексико-грамматическими нарушениями. В начале разработки приемов необходимо было выделить «основу» чистоговорки. Для этого брался последний слог в слове и повторялся в начале чистоговорки столько раз, сколько было в этом слове слогов. Получалась «основа» чистоговорки, при использовании которой шла разработка приемов. Также учитывались программные задачи по разделу «Развитие речи» у старших, средних и подготовительных группах.
Ввиду того, что в данные возрастные периоды для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, все эти приемы строились с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы. Уровни работы в приемах идут от действий с предметами (картинки, фишки, схемы-символы) с подключением слов (проговариванием) и осознанного отношения к этим словам, и, далее, к переходу этих действий во внутренний план. Разработанные приемы систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей.
Наши приемы работы с чистоговорками можно ежедневно включать в индивидуальные логопедические занятия и в индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу, проводимую воспитателем. Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Двигаясь в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками, вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Об этом нужно помнить!