ЛОГОПЕДКИН.РУ
Cайт учителя-логопеда Хакимовой Альбины Равилевны
  • Главная
  • Обо мне
  • Логопедия
  • Родителям
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Карта сайта

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дефекты в произношении отдельных звуков имеются в речи почти всех детей дошкольного возраста, и, как правило, они являются временными. Происходит это из-за того, что у ребенка еще не до конца развит речевой и центральный слуховой аппараты, а также мышцы речевого аппарата (губ, языка и щек), их нужно тренировать. Развитию двигательных навыков речевых органов ребенка поспособствуют комплексы специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных и безошибочных движений и положений органов артикуляции, приводящих к правильному произношению звуков.

Заниматься с детьми такой гимнастикой можно начиная уже с возраста 1,5-2 года, при этом форма проведения занятий должна быть игровой, а атмосфера — позитивной. Взрослому нужно сделать так, чтобы ребенок был полностью вовлечен в процесс.

Общие правила проведения детской артикуляционной гимнастики:

1) Для закрепления навыков, получаемых ребенком в ходе выполнения упражнений, занятия следует проводить ежедневно.

2) Рекомендуемая длительность занятий — 3-5 минут по 3-4 раза в день. В течение одного занятия можно предложить 2-3 упражнения, но не больше.

3) Количество повторов одного упражнения зависит от степени натренированности мышц речевых органов. Таким образом, на первых занятиях будет достаточно 2 повторений одного упражнения, а потом постепенно можно увеличивать их количество до 10-15 раз.

4) При планировании комплекса упражнений следует учитывать, что сначала нужно предлагать выполнить простые упражнения, а потом можно переходить на более сложные.

5) Среди 2-3 упражнений, выполняемых за одно занятие, новых должно быть только одно, не больше. Остальные 2 упражнения выполняются для закрепления. Однако не стоит вводить новое упражнение, если имеются проблемы с выполнением старых. В таком случае лучше тренироваться пока именно со старыми, используя новые игровые методы.

6) Всем упражнениям нужно дать характерное название, напоминающее выполняемые действия. Например, упражнение, в котором ребенок вытягивает сомкнутые губы вперед, может называться «Дудочка». Для каждого упражнения выбирается или рисуется картинка, которой ребенок будет подражать.

7) Во время занятий артикуляционной гимнастикой ребенку рекомендуется принять сидячее положение, так как именно в позе сидя тело расслаблено, спина прямая, руки и ноги не напряжены. Поэтому ребенку легче полностью сосредоточиться на упражнении.

8) Очень важно, чтобы ребенок во время занятия видел как лицо взрослого, так и собственное лицо. В этом случае он может наблюдать за своими движениями органов речи и, при необходимости, корректировать их. Существует два варианта, при которых занимающийся ребенок видит оба лица. Первый подразумевает совместное расположение ребенка и взрослого перед большим зеркалом. Второй вариант — предложить ребенку небольшое ручное зеркало, а взрослый располагается лицом к ребенку напротив.

Выполнение упражнения происходит по следующей схеме. Сначала взрослый в игровой форме говорит о том, что и как сейчас будет делать, и показывает верное выполнение упражнения. Затем ребенок повторяет эти действия, а взрослый контролирует, насколько правильно выполняется упражнение.

Для достижения цели артикуляционной гимнастики взрослый должен следить, чтобы движения речевых органов были четкими, устойчивыми и плавными, выполнялись симметрично по отношению к обеим сторонам лица, чтобы верно осуществлялся переход между движениями и соблюдался необходимый темп. Только при выполнении этих условий упражнения будут действительно эффективны.

В случае, когда ребенок выполняет движения неправильно, не стоит ему озвучивать это именно в такой форме. Иначе может последовать отказ от упражнения или даже от всего занятия. В таких случаях нужно выделить имеющиеся успехи ребенка, подбодрить и снова показать, как правильно выполнить упражнение.

Если в течение 1 месяца занятий не наблюдается улучшений в артикуляционных движениях, то рекомендуется сходить с ребенком на прием к логопеду. Ведь причин этой ситуации может быть две. Во-первых, если упражнения выполнялись неправильно, а во-вторых, проблемы с речью могут быть немного масштабнее, чем предполагалось.

Артикуляционная гимнастика незаменима как для исправления имеющихся речевых дефектов, так и для их профилактики и правильного речевого развития ребенка.

Рекомендуем прочитать:

  1. Развиваем правильную речь у ребенка
  2. Развиваем артикуляционную моторику
  3. Произношение звука «Ш»
  4. Произношение звука «Р»
Тэги:артикуляционная гимнастика, дефектология
Рубрики:Игры с детьми

Навигатор по сайту

  • Виды речевых нарушений
  • Игры с детьми
  • Логопедический юмор
  • Логопедия
  • Методическая копилка
  • Полезные советы
  • Профессия "Логопед"
  • Родителям
  • Тесты логопеда
  • Это надо знать
Vkontakte RSS Feed
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

© 2015—2023 LOGOPEDKIN.RU | разработка сайта NILSTUDIO